Как нечистоплотные мастера обманывают клиентов и как противостоять этому
В жизни так много хороших людей, и так мало плохих. Однако средства массовой информации приучили многих к игнорированию деяний социальных личностей и к фиксации внимания на негатив: продвигаются террористы, преступники, извращенцы и прочие маразматиков. Их цель — запугать нас до смерти! Моя цель — предоставить хорошим людям знания, которые помогут предотвратить негативные поступки некоторых горе-мастеров, совершаемые иногда по злому умыслу, а иногда по не незнанию. Рассмотрим самые распространенные из них:
Регистрация имени сайта
Представьте, что вы приобрели автомобиль и радостно на нем катаетесь. А затем приходит (или не приходит) истинный хозяин автомобиля, и без спроса отбирает его у вас! Кошмар! Заменим слово «автомобиль» на слово «сайт» и вы сразу поймете, что я имею в виду.
Как это происходит? Вы решаете создать сайт под условным именем «blondinka-spb.ru». Если оно свободно, то его нужно официально и правильно зарегистрировать. Регистрация осуществляется либо на физическое лицо (ФИО и паспортные данные), либо на юридическое (ООО, ИНН и т.д.). Но весьма часто происходит следующее: вы проплатили создание сайта и через некоторое время вам показывают его наброски по адресу blondinka-spb.ru. Не нужно быть дюже умным, чтобы понять, что ваш мастер уже зарегистрировал это имя и разместил на нем информацию. Но ведь данных для регистрации у вас не спрашивали!
Это означает, что имя «blondinka-spb.ru» теперь принадлежит кому-то другому, причем регистрация произведена за ваши денежки. Выводы делайте сами — нужен вам такой сайт или нет. А я приведу несколько примеров из жизни.
Как-то меня попросили переделать сайт, который создал другой мастер. Согласившись, я первым делом проверил регистрацию сайта и обнаружил, что его имя зарегистрировано на самого мастера. Началась разборка, но речь идет не о ней. Выяснилось, что этот мастер искренне считал, что не важно на кого его регистрировать и всех своих 26 клиентов оформил на себя. Так же он считал, что если передает данные от кабинета (где происходила регистрация) своему клиенту, то имя сайта ему больше не принадлежит. На самом деле, настоящий владелец сайта всегда имеет право напрямую обратиться к официальному регистратору и затребовать права на своё доменное имя.
В другом случае в Санкт-Петербурге web-мастер по наглому потребовал от клиента ежемесячно оплачивать за сайт кругленькую сумму под угрозой его полной остановки. Это уже пик наглости!
Что же нужно сделать? Если сайт на стадии создания, то либо самому осуществить регистрацию доменного имени, либо предоставить данные для регистрации своему web-мастеру, а затем затребовать от него логин и пароль от кабинета регистрации (всегда!) и проверить ее правильность.
Если Вы уже «владелец» сайта, то, если у вас нет ключиков от личного кабинета, не всегда легко выяснить истинного хозяина сайта. Официальные данные по регистрации будут выглядеть примерно так:
domain: ART98.RU
nserver: ns19.dns-rus.net.
nserver: ns20.dns-rus.net.
state: REGISTERED, DELEGATED, VERIFIED
person: Private Person
registrar: REGRU-RU
admin-contact: http://www.reg.ru/whois/admin_contact
created: 2016-07-18T07:17:52Z
paid-till: 2025-07-18T07:17:52Z
free-date: 2025-08-18
Хозяином сайта является Private Person (частное лицо, которое пожелало скрыть своё имя). Но ему можно отослать письмо, воспользовавшись активной ссылкой «admin-contact». И если оно вдруг придет вам, то хвала небесам — вы и есть истинный владелец этого имени.
Если же регистрация была произведена на юридическое лицо, то уже нельзя скрыть свое имя:
domain: VYBOR73.RU
nserver: ns103.dns-rus.net.
nserver: ns104.dns-rus.net.
state: REGISTERED, DELEGATED, VERIFIED
org: Ltd. «Vybor»
registrar: R01-RU
admin-contact: https://partner.r01.ru/contact_admin.khtml
created: 2009-11-22T21:00:00Z
paid-till: 2025-11-22T21:00:00Z
free-date: 2025-12-24
Это имя принадлежит ООО «Выбор», но как это часто бывает, при исчезновении мастера или его низкой этики, управлять этим доменным именем фактически нельзя. Что же делать?
Восстановление прав на доменное имя сайта
В первую очередь вы должны понимать, что под восстановлением прав здесь подразумевается получение реальных инструментов по управлению доменным именем, если вы его настоящий владелец. Если это имя юридически не оформлено на вас, то в этом случае путь один: настоящий владелец должен передать права на доменное имя либо через нотариуса, либо лично явившись в офис официального регистратора для подачи соответствующего заявления. Стоит сделать оговорку, что в 2020 году в законодательстве появились послабления и в некоторых случаях услуги нотариуса уже не обязательны.
Что такое официальный аккредитованный регистратор? Это компания, наделенная юридическим правом оформлять доменные имена на конкретных физ. или юр. лиц. Как узнать своего официального регистратора? В вышеприведенных примерах обратите внимание на строчку «registrar» — в нашем случае это REGRU-RU и R01-RU. Теперь зайдем на сайт, где указаны все российские официальные регистраторы и разыскиваем эти загадочные REGRU-RU, R01-RU и т.п.
Первый шаг сделан — мы теперь знаем где юридически оформлено интересующее нас доменное имя. Однако мы не можем тут же обратиться к регистратору с требованием раскрыть владельца доменного имени — нам нужно обратиться в службу поддержки регистратора и узнать всё необходимое. Вам необходимо выяснить какие документы нужно подать (вам как владельцу сайта), чтобы доменное имя перевели в ваш кабинет. И в том случае, если вы настоящий владелец сайта, то домен окажется в вашем кабинете и наша задача будет успешно выполнена. Если окажется, что вы не являетесь юридическим владельцем домена, то вновь перечитываем первый абзац этого раздела.
Несколько важных пояснений:
- Манипуляция с доменными именами никак не влияет на работу вашего сайта;
- Пользуйтесь службой поддержки на сайте регистратора — возможно, что всё окажется намного проще;
- Фактическая регистрация доменного имени далеко не всегда осуществляется на сайте регистратора. В России много перекупщиков доменных имен (реселлеров), которые предлагают регистрацию доменов по ценам много ниже, чем у официальных регистраторов, однако все юридические документы поступают именно к регистратору.
Проблемы с хостингом
Хостинг — это аренда мощного компьютера в сети, благодаря которому ваш сайт бесперебойно работает 24 часа в сутки. Там хранится вся информация и все файлы вашего сайта.
Самая обычная уловка хапуг — это не взять с вас оплату за регистрацию домена и хостинга на начальной стадии создания сайта (стремясь полностью утаить этот вопрос), после чего содрать с вас втридорога через год и далее ежегодно. К примеру, для работы простого сайта необходимо изначально потратить порядка 3000 руб., и столько же оплатить через год (плюс инфляция). Но мастер-хапуга не упоминает об оплате на начальной стадии, он регистрирует доменное имя и хостинг за свой счет, а через год выкладывает вам сюрприз — гоните 7 000 руб., иначе сайт перестанет работать.
Что делать, если за хостинг требуют такие большие суммы? Вам нужно избавиться от такого рэкета и снять зависимость оплаты домена и хостинга через мастера. Ситуацию с доменом мы уже разобрали выше и вы должны иметь возможность управлять им в 100% случаях. А вот завладеть хостингом — задача куда посложнее.
Во-первых, ваш мастер имеет полное право не передавать вам доступ в личный кабинет, где оформлен хостинг. Это не юридический вопрос (если это не оговорено каким-либо договором), это вопрос здравого смысла и безопасности. На этом же хостинге возможно размещена куча чужих сайтов, и предоставлять вам право хозяйничать там будет совсем не умно. Тем не менее вначале необходимо обратиться к мастеру с этой просьбой, а уж если откажет — переходить к следующим действиям.
Вы можете оплатить свой хостинг и перенести сайт туда при наличии следующих условий:
- У вас есть доступ в панель управления сайтом с правами администратора.
- Или, если на сайте нет такой панели, то у вас должен быть доступ к сайту по FTP-соединению (так называется альтернативный доступ к файлам сайта через Интернет с помощью специальной программы).
Фактически, ваша задача заключается в получении копии всей информации сайта с нынешнего хостинга и переносе ее на новый хостинг. Во втором случае вы сможете справиться с этим даже самостоятельно, но желательна небольшая помощь знающего человека со стороны. А вот необходимые действия по первому варианту нужно доверить опытному специалисту, или попросить это сделать службу поддержки нового хостинга (они часто это делают это бесплатно).
Если вы справитесь с этой задачей, то отныне и вовек вы будете свободны и независимы в этих вопросах.
«Поддержка» сайта
Самый любимый метод хапуг — это поддержка сайта. То, что «сайт необходимо поддерживать» — является самым распространенным ложным данным. По масштабам лжи его превосходит лишь строчка в выписке коммунальных платежей — «обслуживание домофона». Вы когда-нибудь видели, чтобы домофоны смазывали, чистили, красили и т.п. Подъездные домофоны работают и работают, не выпрашивая никакого обслуживания. Ну а если вдруг сломается (раз в пару лет), то что мешает вызвать мастера и заплатить за его ремонт 1000 рублей. Это очень уместное сравнение.
Ваш сайт так же не нуждается ни в какой поддержке — он работает себе и работает, и совсем не просит денег. Деньги с вас просят хапуги, которые пользуются вашим доверием и недостаточным уровнем знаний, красиво описывая весь фронт ненеобходимых работ. Справедливости ради стоит упомянуть, что по-настоящему навороченные сайты действительно нуждаются в поддержке, но и в этом случае разумнее содержать в штате нужных специалистов, чем выплачивать большие деньги на сторону.
А как же быть в том случае, если на сайте действительно нужно сделать изменения, а своими силами справиться не удаётся? Как и в примере с домофоном — не надо усложнять проблему — просто вызовете мастера и заплатите ему за эту работу.
А кто же тогда будет продвигать наш сайт? Продвижение сайта — это совершенно отдельный момент, который ни в коем случае нельзя сваливать в кучу с другими работами по сайту.
Продвижение сайта
Чтобы продвижение сайта было успешным и финансово выгодным, нужно максимально четко сформулировать задачу. Недостаточно попросить: «продвиньте наш сайт, чтобы он был в первой десятке» — хотя именно так некоторые руководители и формулируют свою просьбу, желая тут же узнать сколько это будет стоить. Мастер-хапуга возьмет с него круглую сумму и будет продолжать ее брать, пока горе-руководитель не запросит результатов его труда. И самое смешное, нельзя даже предъявить такому мастеру претензии, потому что всегда найдется поисковый запрос, по которому сайт будет в первой десятке.
Рассмотрим пример. Компания «Таракашка минус» предлагает жителям Санкт-Петербурга полный спектр услуг по истреблению клопов, мух, тараканов и прочей милой живности. Вот как неправильно сформулировать задание по продвижению сайта:
«Сделайте так, чтобы наш сайт выскакивал на первой странице при запросах «тараканы», «клопы», «мухи», «муравьи», «мыши», «крысы». Сколько это будет стоить?»
И хотя эти запросы совершенно нереальны для исполнения, т.к. люди могут искать тех же мышей для написания реферата по биологии, или к своему любимому ноутбуку (т.е. конкуренция выше крыши), мастер-хапуга может ухватиться за это задание, пользуясь тем, что не указано время исполнения, название поисковика (Яндекс, Google, Рамблер и т.д.), а так же упомянута «первая страница», которая может включать как десять строк, так и сотню.
Правильное задание будет выглядеть примерно так:
«Необходимо до 30 ноября 2025 года вывести наш сайт в первую десятку Яндекса (с географией поиска — Санкт-Петербург) по следующим поисковым запросам:
- эффективное средство от тараканов;
- гель от тараканов;
- ловушки для тараканов;
- отпугиватель тараканов;
и т.д. (всего 30 словосочетаний)
Задание считается выполненным, если по достижению указанной даты указанному требованию отвечают 20 из 30 позиций».
Далее обычно начинается торг по деньгам и времени между вами и мастером, что совершенно нормально плюс корректируется само задание. Так как мастер обычно является более грамотным в вопросах продвижения, он может (и обязан) подсказать, какие фразы следует исключить, а какие добавить и аргументировать свои предложения.
В принципе, я рассказал всё по этому пункту. И раз уж речь зашла о продвижении, всегда необходимо формулировать свои задания на основании статистики, который предоставляет сервис Яндекса.
Как распознать хапуг
Если ваша голова еще не забита всякими «умными» данными из различных псих-статей от многочисленных псих-специалистов, то и слава богу — вычислить неэтичных людей можно довольно легко. Технология того, кому можно доверять, а кому нет, подробно раскрыта на другом сайте (увы, ссылку пришлось удалить, так как плохие люди его закрыли — открою позже).
Поэтому, сегодня доверяйте своему сердцу! И следите за своим эмоциональным настроением. Если оно улучшилось — это хороший признак, а если упало — гоните прочь такого «доброжелателя».